Зарисовки из жизни уникального кадетского отряда.

       15 лет исполняется в этом году интернату, существующему в Ивановской-на Лехте школе. Событие это осталось бы незамеченным, если бы не созданный на его базе в 2005 году кадетский отряд «Ивановский спецназ». Благодаря отряду удалось реализовать формы воспитания детей, позволяющие из обычных мальчишек делать настоящих мужчин, достойных граждан. О том, как этого достигают в Ивановской школе и её кадетском отряде, репортаж нашего корреспондента Олега Сергеева….

Школа, о которой мечтает Президент….

      Разговор начал директор школы Мартышин Владимир Сергеевич:

   - Не только образование, но и воспитание детей является важным направлением деятельности в нашей школе….

      С этой целью директором написана программа целостного развития личности, которая успешно работает в школе с 1994 года. Входящие в неё «Отечествоведение», «Добротолюбие», «Старо-славянский язык», «Родословие», их практическое продолжение в виде установки поклонных крестов, работ по облагораживанию источников и восстановлению разрушенных храмов   района…. уже в школьном возрасте формируют у ребят духовное начало.

      Музыка, хор, хореография, художественная живопись, спектакли, тематические вечера, праздники, балы и двухнедельные периоды погружения учащихся в различные исторические эпохи способствуют развитию не только творческих способностей, но и социальной зрелости юных граждан. Не случайно трижды побывавший у ребят брат Путина, однажды в восторге сказал: «Вот школа, о которой мечтает Президент!»

Отряд, который одобрил бы Шойгу.

   В любой программе должны быть самые активные участники, являющиеся её ядром. Для этого, видимо, и предназначался школьный интернат. Но чтобы детей интерната организовать и дисциплинировать, потребовались использовать дополнительные формы работы. Так появился кадетский отряд, у истоков которого оказался воспитатель кадет Казаков Анатолий Михайлович.

   - С чего же кадетский отряд начинался, - обратился я к воспитателю, наблюдавшему за строевой подготовкой ребят.

   - Со строя, конечно, - ответил он,   - и…. с хорошо знакомого по собственному опыту армейского принципа - «Не можешь - научим, не хочешь - заставим»….

   Способов заставить в интернате, как и в армии, оказалось достаточно. Это спорт, пробежка, отработка нелюбимых, порой бестолковых упражнений, внеочередные наряды по кухне, уборке помещений и территории. Частью жизни стали для ребят ремонтные работы, помощь сельчанам по хозяйству и, конечно же, строгий распорядок дня. Такой педагогический «поворот» родителей вполне устроил, и они стали охотно подписывать со школой договор.

Чтобы ребята не скучали, с их подсказки отряд назвали «Ивановский спецназ». Разработали и соответствующую программу специальных занятий, обучающую стрелять не только лёжа, но и с кувырками, прыжками, перекатами, из автомобиля; владеть приёмами рукопашного боя, уметь метать ножи и лопатки, по верёвкам лазить, автомобиль водить и даже десантироваться (пока, правда, из машины). В программу вошли занятия силовой, общефизической и психологической подготовками, тренинги для зрительной и слуховой памяти, внимательности, сообразительности, позже – военно-тактические игры в страйкбол.

   Наконец, уникальной получилась авторская программа выживания и входящий в него практический курс войсковой разведки. А для подведения итогов ежегодно стали проводить свою спецназовскую зачётную полосу препятствий - семикилометровый марш-бросок, в котором на сорока этапах-препятствиях сконцентрировали весь набор полученных навыков и умений; и вошедших в зачёт кадет стали поощрять знаками отличия.

Игры, в которых всё серьёзно.

   …. Две колонны «разведчиков» осторожно двигались по лесной дороге. Головной дозор сообщил по рации о движении в нашу сторону «противника». По команде дежурного командира Анатолий Михайлович вместе с ребятами ловко нырнул в канаву, а я за ним. «Противник» пробежал мимо, и мы продолжили разговор….

 На этот раз спросил воспитатель:

   - Вы не задумывались над печальным фактом: перед Великой Отечественной чуть ли не каждый старшеклассник имел звание «Ворошиловский стрелок», но с войны возвращались один-два человека из класса….?

   Оказывается, для меткой стрельбы по мишеням из-за стола требуется развитая тонкая моторика. Но в реальном бою решающую роль играет моторика грубая: максимальный контроль обстановки, мгновенная реакция на всё и стрельба,  почти не целясь…. Современным тонкостям снайперской, военно-тактической и рукопашной подготовок учат ребят приезжающие к ним инструкторы и офицеры, воевавшие в горячих точках. Регулярно бывает у них и куратор отряда, кавалер четырёх орденов мужества (таких в России всего три)   полковник Новгородов Алексей Викторович. Благодаря его боевому опыту программа выживания обогатилась существенным материалом…. Выезжая в поисковые экспедиции на места сражений, ребята постигают обратную сторону и минувшей Великой Отечественной войны. За 12 лет экспедиций ими поднято свыше четырёхсот незахороненных останков наших солдат.

   - До настоящего спецназа ребятам, конечно же, ещё далеко, - заметил Анатолий Михайлович, -   Всё это игры, но, как видите, серьёзные. На них держится и ребячий интерес, и воспитание….

   25-километровые марш-броски, 40-километровые переходы, ночные манёвры…. приучают кадет к нагрузкам, в результате чего они постоянно оказываются в призёрах на военно-спортивных соревнованиях и сборах межрегионального уровня.  Ребят посерьёзней назначают командирами отделений. Каждый вечер в присутствии воспитателей проводятся советы командиров. На них ребята оперативно решают текущие вопросы дисциплины, организации дня – учатся быть хозяевами и…. настоящими командирами….

     ….Всё-таки «противник» нас снова обнаружил и взялся скрытно «пасти». Анатолий Михайлович заметил   и подал мне знак, чтобы я молчал. Два бойца, изрядно устав, начали отставать. Но ребята не обратили на это внимание…. В результате отставшие попали в плен. Разговор об этом проигрыше был отложен до традиционного «разбора полётов».  

Парады, в которых участвуют.

   9 мая. Стройные, подтянутые мальчишки и девчонки отряда в составе парадной «коробки» ритмично и слаженно чеканили шаг на центральной площади посёлка. В это же время трое их товарищей - вчерашних кадет, в том числе и девушка, - отбивали шаг в парадном строю своих «коробок» на Красной площади в Москве.

   Такое совпадение не первый раз. За минувшие годы двенадцать выпускников отряда стали курсантами престижных высших военных учебных заведений, охватывающих фактически все виды войск. Достойно проявили себя ребята и во время срочной службы - в том числе в ВДВ, спецназе, даже Президентском полку. Некоторые из них имеют награды. Выпускники отряда не остаются без дела и в гражданской сфере, находя полезное применение своим способностям в различных отраслях во многих уголках нашей необъятной Родины.

   Вчерашние кадеты с благодарностью вспоминают свою кадетскую жизнь, регулярно «заглядывают на огонёк» в школу, к воспитателям и учителям, пишут письма. Вот отрывок из письма одного из них: «Наш кадетский отряд по праву носит название «Спецназ»! Пусть иногда и тяжело, но главное, как говорят у нас, «должен – значит можешь». Я благодарен учителям и воспитателям, что они научили меня жить по совести»….

 

Новости сайта

14.02.2018 добавлена ссылка на статью "Беседа А. Арендаренко с В.С. Мартышиным, директором Ивановской на Лехте школы целостного развития" раздел Пресса о школе

11.02.2018 добавлены фотографии "Зимний бал" раздел Фото галерея 2018

подробнее...

Заметили ошибку в тексте? Выделите это место и нажмите комбинацию клавиш
Баннер